<
 
 
 
 
×
>
You are viewing an archived web page, collected at the request of United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) using Archive-It. This page was captured on 04:47:02 Nov 27, 2018, and is part of the UNESCO collection. The information on this web page may be out of date. See All versions of this archived page.
Loading media information hide

Нести мир в сознание мужчин и женщин

Широкий обзор

Дебаты о принципах человеческого достоинства

cou_04_18_croce_web.jpg

Негативное и позитивное, 1956 г. Работа итальянской художницы Карлы Аккарди (1924-2014), основавшей группу художников-абстракционистов Forma Uno в 1947 году.

Итальянский философ Бенедетто Кроче (1866-1952) убежден, что ЮНЕСКО следовало бы «выступить инициатором официальных открытых международных дебатов о непреложных принципах, лежащих в основе человеческого достоинства и цивилизации». По его мнению, это необходимо для того, чтобы «с помощью силы логики, культуры и науки и исходя из возможности достижения всеобщего согласия, [прийти] к торжеству свободы духа над автократией и тоталитарным мировоззрением». Эти слова стали частью его сочинения I Diritti dell'uomo e il momento storico presente («Права человека и настоящее историческое время»), которое он отправил в ЮНЕСКО из Неаполя 15 апреля 1947 года в ответ на опрос, посвященный философским основам прав человека.

Бенедетто Кроче

Все декларации о правах (естественных и неотъемлемых правах человека, если воспользоваться терминологией французской декларации 1789 года), основываются на теории, которую критике, звучащей с самых различных сторон, удалось полностью опровергнуть. Речь идет о теории естественного права. Она имела смысл в XVI, XVII и XVIII веках, но стала абсолютно неприемлемой с точки зрения философии и истории. Мы более не можем говорить о моральном характере этих прав, ибо мораль не признает ни прав, которые не являются еще и обязанностями, ни какого-либо авторитета, кроме своего собственного – и это не естественный факт, а главный духовный принцип.

Все это, впрочем, следует из присланного вами доклада [Меморандум о правах человека, от 27 марта 1947 г.].

В нем отмечается, что права меняются с ходом истории, а это предполагает отход от логической основы этих прав, рассматриваемых как универсальные права человека, и сведение их, в лучшем случае, к правам человека в истории – иными словами, к правам, принимаемым за таковые по отношению к людям конкретной эпохи. То есть мы говорим не о вечных категориях, а всего лишь об исторических фактах, отражающих потребности той или иной эпохи и попытки эти потребности удовлетворить. Декларация 1789 года имела значение как исторический факт, ибо выражала всеобщее согласие, сформировавшееся под влиянием европейской культуры и цивилизации XVIII века (века разума и просвещения) относительно настоятельной необходимости в политической реформе европейского общества (включая европейское сообщество в Америке).

Однако невозможно понять цель декларации сегодня – идет ли речь о правах или же об исторических потребностях, – так как по этому вопросу отсутствует то самое всеобщее согласие, достижению которого стремится содействовать ЮНЕСКО. В частности, его совершенно очевидно не наблюдается между двумя наиболее важными направлениями мирового общественного мнения: либеральным и авторитарно-тоталитарным. И отсутствие такого согласия, пусть и не в ярко выраженной форме, явно ощущается в лежащем передо мной докладе. Можно ли его добиться? И какими средствами? Придавая новую энергию либерализму, который, за счет своего морального превосходства, силы своей мысли и способности к убеждению, своей политической мудрости и благоразумию, одержит победу над другим направлением? Или вопрос решится на новой мировой войне, победу в которой той или другой стороне принесет военная судьба, расклад событий или Провидение? И родится ли бессмертный либерализм из своего антипода в случае, если тот на время окажется победителем?

Возможен ли компромисс?

Полагаю, что ЮНЕСКО является сторонницей первой альтернативы или гипотезы, и мне нет необходимости доказывать вам, что и я, со своей стороны, от всей души и от всего сердца разделяю это устремление. За его воплощение нам всем надлежит бороться изо всех сил, и лично я посвятил этому почти двадцать пять лет в Италии и за ее пределами.

Однако если так, то рабочая организация подобно той, куда вы меня приглашаете, и в деятельности которой на равных правах примут участие представители всех направлений общественного мнения – в частности, тех самых двух прямо противоположных течений, – не может облечь в форму декларации прав заявление об общей политической деятельности, о всеобщем согласии, которого не существует, но которому, напротив, следует в конечном итоге возникнуть в результате совместных противоположных усилий. Это слабое место заслуживает самого пристального внимания.

Я даже не представляю себе, как можно выработать какую бы то ни было компромиссную декларацию так, чтобы она не оказалась бессмысленной и пустой. Очень может статься, что, приступив к этому делу, вы вместе с вашими коллегами увидите его тщетность и неосуществимость и даже, позволю себе предположить, столкнетесь с риском вызвать у читателей декларации улыбку по поводу наивности людей, сей документ задумавших и написавших.

На мой взгляд, единственное полезное дело, которое ЮНЕСКО может предпринять, так это выступить инициатором официальных открытых международных дебатов о непреложных принципах, лежащих в основе человеческого достоинства и цивилизации. Не сомневаюсь, что такая дискуссия, с помощью силы логики, культуры и науки и исходя из возможности достижения всеобщего согласия, позволит прийти к торжеству свободы духа над автократией и тоталитарным мировоззрением, сторонники которых ради привлечения внимания публики продолжают твердить все те же лозунги и софизмы. По итогам этих дебатов можно будет выработать декларацию об исторических и современных правах и потребностях – в форме краткой, как Десять заповедей, или более развернутой, если потребуется уточнить какие-либо детали.

Неаполь, 15 апреля 1947 года.

Бенедетто Кроче

Итальянский философ, эссеист и историк Бенедетто Кроче (1866-1952) являлся членом Прусской, Британской и Американской академий словесности. В 1903 году он основал журнал критики в сфере культуры La Critica.