<
 
 
 
 
×
>
You are viewing an archived web page, collected at the request of United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) using Archive-It. This page was captured on 15:14:07 Jun 11, 2019, and is part of the UNESCO collection. The information on this web page may be out of date. See All versions of this archived page.
Loading media information hide
Новости

К 70-летию «Курьера ЮНЕСКО». Единственный журнал, который Нельсон Мандела читал на острове Роббен

cou_03-18_mandela_01.jpg

Нельсон Мандела и Федерико Майор
© UNESCO

«Апартеид отнюдь не является, как многие продолжают думать, попыткой обеспечить людям всех расовых групп равные возможности, но в условиях их разделения. Это самая настоящая политика сегрегации, которую люди с белой кожей проводят в собственных интересах и в ущерб чернокожему и цветному населению». Такие слова заключенный № 466/64 по имени Нельсон Мандела читал в «Курьере ЮНЕСКО» прямо перед носом у своих надзирателей в тюрьме на острове Роббен, в разгар полицейского государства в Южной Африке.

Аннар Кассам

 

В 1964 году Нельсон Мандела и его соратники были приговорены к пожизненному лишению свободы. Тюремная администрация сделала все, чтобы первые годы их содержания под стражей были столь же скудными в интеллектуальном и духовном плане, что и земли острова Роббен, на котором находилась тюрьма: заключенные не имели права читать газет, даже местных. Позднее в своей автобиографии «Долгий путь к свободе» (1994 г.) Мандела писал: «...власти стремились полностью изолировать нас от внешнего мира, они не желали допустить, чтобы мы воспрянули духом от какого-либо известия или узнали, что о нас по-прежнему думают по ту сторону тюремных стен».

При этом узникам позволялось получать среднее и высшее образование и заказывать с этой целью необходимые для учебы издания. Благодаря этой возможности, однажды к учебникам по бухгалтерии и экономике стали добавляться номера «Курьера ЮНЕСКО» на английском языке, приходящие по почте прямо из Парижа.

В глазах тюремных властей, которые по большей части говорили только на языке африкаанс, журнал не представлял опасности, и, вернувшись в камеры после тяжелого дня, проведенного за дроблением камней на известняковом карьере, заключенные могли заняться чтением «не представляющих интереса» статей.

В сентябре 1996 года, сидя в своем кабинете в Здании Союза в Претории, президент Южно-Африканской Республики Нельсон Мандела лично рассказал об этом Генеральному директору ЮНЕСКО того времени Федерико Майору, который прибыл в молодую демократическую страну с официальным визитом.

Мандела поведал, с каким упоением он и его сотоварищи читали «Курьер ЮНЕСКО», ставший для них настоящим «окном в мир» и путеводителем по таким новым для них темам, как культурное разнообразие, общее наследие человечества, история Африки, образование в целях развития… Этих слов и понятий не было в лексиконе апартеида, не говоря уже об острове Роббен. Журнал был для заключенных единственным способом узнать о происходящих в мире событиях, и Нельсон Мандела считал своим долгом сказать об этом Генеральному директору ЮНЕСКО.

Я имела честь сопровождать Федерико Майора в этом визите. Слушая президента ЮАР, я думала о значении и важности его слов. «Курьер ЮНЕСКО», подобно почтовому голубю, преодолевал расстояния в тысячи километров от Парижа до этого неприступного острова в южной части Атлантики и приносил Нельсону Манделе и его товарищам новости и идеи с пяти континентов прямо перед носом у его надзирателей, в самый разгар полицейского государства, в которое превратилась Южная Африка эпохи апартеида. Это лишь подтверждает, что знания не только окрыляют, но и сами, при необходимости, могут летать!

Апартеид

Остров Роббен – это южноафриканский Алькатрас, остров-тюрьма, куда ссылались чернокожие лица, осужденные к пожизненному лишению свободы  за уголовные преступления. В 1960-70-е годы, когда масштабы и сила борьбы с апартеидом возросли, расистское южноафриканское правительство начало ссылать на остров самых серьезных представителей оппозиции. Фактически Роббен представлял собой тюрьму в тюрьме, ибо основным местом заключения была сама Южная Африка. Находящиеся в меньшинстве белые переселенцы окружили себя глухой стеной паранойи о своем расовом превосходстве над коренным населением страны. Все стороны личной и общественной жизни регулировались расистскими законами, написанными с одной целью – ограничить свободу и принизить достоинство чернокожего большинства, обеспечив процветание белого меньшинства, занимавшего привилегированное положение.

Такая политика проводилась под лозунгом распространения «европейских ценностей», во имя осуществления в Африке так называемой «цивилизаторской миссии». Красивые слова скрывали за собой совсем другую реальность, поскольку правящему классу были чужды эти самые ценности и он ничего не смыслил в принципах свободы, равенства, демократии и братства, за которые европейцы боролись не одно столетие.

В борьбе с нацистским расизмом, подтолкнувшим человечество к краю пропасти во время Второй мировой войны, и родились ЮНЕСКО и вся система Организации Объединенных Наций. В 1945 году мировое сообщество осознало, что оно никогда впредь не должно допустить подобных ужасов. В рамках ЮНЕСКО было решено, что «в сознании людей следует укоренять идею защиты мира» (как гласит Устав Организации) и что делать это необходимо посредством распространения и расширения знаний во всех областях, в частности в сфере образования, науки и культуры.

Несмотря на уроки истории, режим апартеида выбрал противоположное направление, поощряя разделение, отчуждение, лишение, унижение и насилие. Тех, кто посмел противостоять этой реакционной идеологии, ждала пожизненная ссылка.

«Курьер ЮНЕСКО» против расизма

Я очень хорошо представляю себе улыбающиеся лица Манделы и его соратников, когда они читали на страницах «Курьера» 1968 года эти строки, написанные британским социологом Джоном Рексом: «Самым поразительным примером расизма в наши дни является система апартеида в Южной Африке. Апартеид отнюдь не является, как многие продолжают думать, попыткой обеспечить людям всех расовых групп равные возможности, но в условиях их разделения. Это самая настоящая политика сегрегации, которую люди с белой кожей проводят в собственных интересах и в ущерб чернокожему и цветному населению» («Вездесущая тень расизма», статья в номере за январь 1968 года).

Немногим менее десяти лет спустя, в 1976 году, восстание школьников в Соуэто ознаменовало собой поворотный момент в истории борьбы с апартеидом. Негодующие учащиеся вышли на улицы в знак протеста против закона, предусматривающего введение языка африкаанс как обязательного языка преподавания в школах для чернокожих. Кровавое подавление восстания наглядно продемонстрировало всему миру, что в интересах проведения своей политики расистское правительство готово применить насилие даже против невооруженных школьников. Возмущенное подобными действиями международное сообщество объявило Южной Африке бойкот, превратив ее в страну-изгой, отвергаемую большинством наций и правительств.

В ноябре следующего года вышел в свет специальный выпуск «Курьера ЮНЕСКО», посвященный расизму в Южной Африке и озаглавленный «Южная Африка в борьбе с расизмом». Во вступлении к номеру можно прочитать следующие строки: «Апартеид представляет собой самую гнусную форму современного рабства. Своими терпеливыми, но упорными и активными действиями ЮНЕСКО стремится поддержать в их нелегкой борьбе чернокожих южноафриканцев, смелое восстание которых показало всем, что они победили страх и обрели надежду. Международное сообщество должно остаться верным своим принципам и действовать быстро и решительно, чтобы оправдать их надежды».

Вряд ли на острове Роббен было разрешено читать этот номер журнала. Однако это больше не имело значения: отныне борьба против апартеида шла не только внутри страны, но и на международной арене. Некоторые представители правящих кругов Претории начали понимать, что рано или поздно им будет нужен Мандела, чей авторитет продолжал расти. Тем временем режим апартеида продолжал идти по пути угнетения и насилия в отношении чернокожего населения и соседних африканских стран.

Долгий период заточения Нельсона Манделы на острове Роббен завершился в 1982 году, когда его перевели на материк: сначала в тюрьму Поллсмор близ Кейптауна, а затем в исправительный центр Виктор-Верстер, где Мандела был размещен в отдельном доме с относительно «удобными» условиями содержания. Здесь борец с апартеидом оставался вплоть до своего освобождения в 1990 году. Он проводил время, как он сам выразился, за «разговорами с врагом». Он начал переговоры с наиболее здравомыслящими и наименее фанатичными приверженцами режима, надеясь убедить их в том, что военные действия и насилие со стороны государства не смогут погасить растущие волнения в стране и что на поступающие со всех сторон, включая международное сообщество, требования перемен необходим политический ответ.

Наконец, наступил долгожданный день, и 11 февраля 1990 года Мандела вышел на свободу. Всего за несколько дней он стал для своей нации бесспорным моральным авторитетом – грандиозное достижение для человека, который провел в изгнании почти тридцать лет и чье имя, фотографии и слова было запрещено печатать! В мае 1994 года, после четырех лет сложных переговоров с правительством Фредерика Виллема де Клерка, Мандела стал первым президентом нового демократического государства – Южной Африки без расизма, где вчерашние угнетатели могли жить в мире с теми, кого они подвергали унижениям на протяжении нескольких веков.

«Десять тысяч дней» Нельсона Манделы

На двадцать семь лет заключения Манделы можно смотреть по-разному: как на приношение себя в жертву своим идеалам, несоизмеримое наказание за стремление воплотить их в жизнь – стремление, за которое ему пришлось поплатиться лучшими годами своей жизни и долгой разлукой с семьей и близкими. Однако проведенные за решеткой «десять тысяч дней», по выражению самого Манделы, можно рассматривать совсем в другом ключе: как время, которое понадобилось ему для убеждения расистов в необходимости разорвать сковывающие их идеологические и культурные цепи и признать, что высшими ценностями цивилизованного государства являются свобода и достоинство всех его граждан, независимо от их расы и вероисповедания.

Представителям «белых племен» Африки необычайно повезло, что Мандела терпеливо ждал все эти годы, что он продержался до конца и мирными способами освободил их от оков их мировоззрений, развеял иллюзии об их превосходстве и пользе разделения и расчистил для них путь к общей земле, откуда никто не может быть изгнан по причине своего цвета кожи.

В 1999 году остров Роббен стал первым объектом Южной Африки, внесенным в Список всемирного наследия. Если когда-нибудь человечество решит составить список тех, кто разбудил его коллективную совесть, Нельсон Мандела, вне всякого сомнения, займет в нем особое место.

 

Эта статья «Курьера ЮНЕСКО» публикуется по случаю 100-летнего юбилея со дня рождения Нельсона Манделы, который родился 18 июля 1918 года.

Познакомьтесь с нашей подборкой номеров «Курьера» по теме расизма

 

Аннар Кассам

Уроженка Танзании Аннар Кассам выполняла роль руководителя специальной программы ЮНЕСКО для Южной Африки в период с 1993 по 1996 год.