<
 
 
 
 
×
>
You are viewing an archived web page, collected at the request of United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) using Archive-It. This page was captured on 07:40:13 Jun 11, 2019, and is part of the UNESCO collection. The information on this web page may be out of date. See All versions of this archived page.
Loading media information hide
Широкий обзор

«Твой дом не здесь, дочь моя»

cou_01_19_uganda_web_social.jpg

Крынка молока – один из главных предметов в быту женщин из общины бахима на юго-западе Уганды.

Женщины из скотоводческих общин бахима на юго-западе Уганды несут на себе двойное бремя, возложенное на них традиционным укладом жизни и современностью. В прошлом их жизнь была полна трудностей. Сегодня их положение пусть медленно, но меняется, однако эмансипация достается им дорогой ценой.

Элизабет Катушабе

Бахима представляют собой скотоводческие племена в юго-западной части Уганды, произошедшие от осевших здесь пастухов-кочевников. Согласно преданию, их прародителем был Кахима – один из трех сыновей Создателя Руханги, которому тот поручил разведение длиннорогих коров ватусси. Эта порода крупного рогатого скота – основной источник их средств к существованию – по сей день является символом их самобытности, хотя в настоящее время бахима разводят также другие породы скота и занимаются другими видами деятельности.

Судьба женщин бахима решена от рождения

По древней традиции, когда в племени бахима рождалась девочка, ее сажали на спину быку или клали ей на колени сосуд для сбивания масла, приговаривая: «Ezaawe ziri obuseeri!» или «Owaawe n'obuseeri!», что в переводе с ньянколе, одного из языков банту, означает «Твой скот (то есть твое имущество) – по ту сторону долины, и там же твой дом!». Это значило, что в будущем девочке суждено покинуть родительский дом, ничего не получив в наследство. И хотя в наши дни этот обряд больше не совершается, традиция по-прежнему жива: за исключением лишь немногих просвещенных и образованных представителей общины, отцы ничего не завещают дочерям.

По заведенному порядку девочек начинали приобщать к домашнему хозяйству в возрасте 7-8 лет: им поручали заниматься чисткой и копчением глиняных сосудов, подметанием дворов и уборкой соломенных хижин с полами из коровьего навоза. В 9 лет обязанности девочек расширялись: их учили изготовлять emihaiha – крышки для крынок и других сосудов, делать топленое масло, чистить сараи для телят, косить траву для изготовления подстилок и пасти скот недалеко от дома.

В 14 лет девочка считалась подготовленной к семейной жизни. После согласования и уплаты выкупа – как правило, семья жениха передавала родителям невесты установленное количество голов скота – начинался обряд «откармливания».

Собственность своего мужа

На несколько месяцев будущая жена селилась у родственницы, где она отдыхала и набирала вес. Ей приходилось выпивать литры молока до тех пор, пока на ее коже не появлялись растяжки – признак насыщения. Тогда невеста считалась готовой к традиционной свадебной церемонии – okuhingira. Во время торжества ей приносили самые различные дары, среди которых могли быть как сосуды для молока и другие бытовые предметы, так и скот. Все это становилось собственностью ее супруга.

После переезда в дом мужа женщине надлежало провести весь медовый месяц (который по традиции длился четыре календарных месяца) взаперти, поскольку ее лицо могли видеть только ее супруг и близкие члены семьи. Молодая жена не должна была худеть, поэтому свекровь и другие родственники внимательно следили за тем, чтобы она потребляла большие объемы молока. При этом корову, чье молоко ей предстояло пить, – enyweisa – в знак заботы и любви выбирал муж. Выполнять какую-либо физическую работу и выходить из дома в этот период женщине было строго запрещено.

По истечении медового месяца жена приступала к домашним обязанностям. Одной из них было сбивание молока, из которого готовилось топленое масло, приберегаемое для периодов засухи, и смесь для смазывания шкур (enkanda), служивших в качестве одежды и постели. Топленое масло также использовалось для приготовления соуса eshabwe и усиления вкуса мяса и вареной крови. Женщина также занималась украшением стен хижины (ensiika), сидений, изготовленных из смешанной с соломой глины, и специального места (orugyeegye) для хранения маслобойной утвари.

Женщины бахима сегодня

Оседлость и доступ к образованию существенно изменили жизнь бахима. В наше время их женщинам разрешается владеть имуществом, скотом и землей. Они сочетают животноводство с земледелием или занимаются другими видами деятельности, не связанными с разведением скота, – продают молоко, открывают рестораны, мастерские, бакалейные лавки. Все больше женщин бахима переезжают в города, где их дети могут ходить в школу. В некоторых семьях женщины становятся главой семейного хозяйства: именно они занимаются торговлей скотом, нанимают рабочих и оплачивают обучение детей. Другие представительницы бахима уезжают за границу, как правило, на Ближний Восток или в Европу.

Программы, осуществляемые гражданским обществом и государством, помогают женщинам бахима обрести экономическую независимость. В частности, этому способствуют кредитно-сберегательные кооперативы и реализуемая в Уганде программа по обеспечению молодежи источниками средств к существованию.

Как это ни парадоксально, рост независимости женщин сопровождается повышением их уязвимости: в их эмансипации мужчины зачастую усматривают для себя угрозу, что приводит к резкому увеличению случаев домашнего насилия.

Кроме того, ранние браки по-прежнему являются обычным явлением, а женщина продолжает считаться собственностью своего супруга. Замужняя женщина не может ни навестить больного родственника, ни видеться с детьми от предыдущего брака, ни даже присутствовать на свадьбе своих братьев и сестер – вместо нее в празднестве участвует ее муж.

Если в прошлом судьба женщин бахима была не из легких, то сегодня они вынуждены нести на своих плечах и груз традиций, и тяготы современной жизни. Удастся ли им освободиться от своего бремени в будущем? Время покажет...

Фото: Суми Садурни

***

9 августа 2017 года представители общин карамоджонг и бахима (Уганда) присоединились к празднованию Международного дня коренных народов мира. Смотрите видеоролик.

Элизабет Катушабе

Член Ассоциации по защите коров анколе-ватусси (ACCA) Элизабет Катушабе также является сотрудником по проектам Сети по охране пастбищ и окружающей среды на Африканском Роге (PENHA Uganda) – международной неправительственной организации, оказывающей поддержку женщинам-скотоводам и фермерам с учетом экологических и региональных факторов. Организация World Watch Institute включила Элизабет Катушабе в список 25 наиболее влиятельных женщин, способствующих переменам в мире.