<
 
 
 
 
×
>
You are viewing an archived web page, collected at the request of United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) using Archive-It. This page was captured on 15:47:33 Jun 11, 2019, and is part of the UNESCO collection. The information on this web page may be out of date. See All versions of this archived page.
Loading media information hide
Featured articles

Антисемитизм: уроки истории

badinter_688.jpg

Робер Бадентер в ЮНЕСКО, 6 декабря 2016 г.
© UNESCO/Christelle ALIX

Антисемитизм в той или иной форме проявлялся во все эпохи. В Средние века он был религиозным, в XIX веке стал носить националистический характер, а затем принял форму так называемого научного расизма, легшего в основу нацистской идеологии. С момента окончания Второй мировой войны и по сей день антисемитизм процветает под вывеской антисионизма. Робер Бадентер призывает нас прислушаться к урокам истории, которые, по его мнению, несут в себе глубокий смысл и предостережение для всего человечества.

Робер Бадентер

Антисемитизм – явление далеко не новое. Он существует уже на протяжении многих веков, еще с тех времен, когда Тит захватил Иерусалим в 70 году, когда иудеи рассеялись по всему Средиземноморью и когда их продавали в рабство в таком количестве, что в Римской империи обрушились рыночные цены (если использовать современную экономическую терминологию). Удел евреев в течение последних двух тысяч лет, в частности в Европе, – это отчуждение, страдания и гонения.

Начиная с эпохи Римской империи, можно подчеркнуть три формы антисемитизма, которые иногда наблюдаются одновременно.

От религиозного к националистическому и расовому антисемитизму

Таким образом, на протяжении всей истории человечества к евреям относились, как к проклятому народу: они сталкивались с запретами, их заставляли жить в гетто и даже помечали их одежду особым знаком, словно опасных животных. В этой связи следует отметить огромное значение Французской революции, в ходе которой в 1791 году проживающие во Франции евреи впервые были объявлены полноправными французскими гражданами. С этим связана одна любопытная история: когда в конце Учредительного собрания прошло голосование, по итогам которого за евреями было признано французское гражданство, сестра Людовика XVI написала своей кузине из рода Габсбургов, проживающей в Вене: «Мир окончательно сошел с ума: Собрание объявило евреев гражданами Франции»…

Я акцентирую на этом внимание потому, что решение предоставить евреям полноправное гражданство, которое французам с таким трудом удалось отстоять в ходе парламентских обсуждений, представляет собой то, что нацисты ненавидели больше всего – проявление прав человека и философии Просвещения. Согласно выражению, употребленному Адольфом Гитлером в его книге Mein Kampf, немецкий народ следовало избавить от евреев любым способом. В результате такой лютой ненависти в 1935 году, во время Третьего рейха, были приняты так называемые Нюрнбергские расовые законы. Их целью являлась «охрана германской крови и германской чести», которые, как читалось между строк, оскверняло присутствие евреев.

Поскольку все попытки ученых Третьего рейха найти научные основания для расовой теории потерпели крах, то основным критерием принадлежности к еврейской расе стало иудейское вероисповедание. Однако даже при обращении в другую религию Нюрнбергские законы запрещали евреям покинуть то «гнусное племя», частью которого они были с рождения.

Необъяснимый парадокс

Я не стану перечислять здесь долгий список тяжких испытаний, которые пришлись на долю евреев в Германии во время Третьего рейха а, позднее, и на всей оккупированной фашистской армией территории. Благодаря многочисленным исследованиям нам сегодня известно и об огромном масштабе геноцида евреев, и о чудовищных злодеяниях, совершенных против них нацистами. Не буду цитировать и названий выдающихся исторических и философских трудов, посвященных этому вопросу.

Однако я хотел бы обратить внимание на поразительный и труднообъяснимый факт, который, как мне кажется, несет в себе глубокий смысл и предостережение для всего человечества. Великая христианская нация, одна из наиболее просвещенных в Европе, подарившая миру гениальных деятелей культуры, философов и ученых, эта самая нация задумала, организовала и осуществила самые зверские расправы над евреями в истории Европы. Об этом ни в коем случае не следует забывать, ибо в Европе не было другого государства, где любовь к культуре и искусству, в частности к музыке, была бы сильнее, а наука – была бы более развитой, чем в Германии конца Веймарской республики.

Об этом феномене следует задуматься ЮНЕСКО. Догитлеровская Германия – страна с процветающей философией. Тем не менее, эта самая страна, пропитавшись ядом антисемитизма и расизма, совершила против евреев жесточайшие преступления, от которых до сих пор содрогается человечество.
Урок, который следует вынести из этой трагедии, – вот почему я так на этом настаиваю – заключается в том, что одной лишь культуры, знаний и любви к искусству недостаточно, чтобы построить прочные стены, которые уберегли бы нас от антисемитизма. Ведь он был взращен и достиг своего апогея именно на этой почве.

Я надеюсь, что меня поймут правильно. Я вовсе не имею в виду, что мы, приверженцы идеалов Просвещения, убежденные в том, что образование и институты, основанные на справедливости и уважении прав человека, являются непременным условием прогресса, должны отказаться от этой идеи. Вовсе нет. Но я говорю о необходимости осознать, что ни образование, ни искусство, ни культура в самом широком смысле слова сами по себе не обеспечат нам достаточную защиту от ужасов расизма и антисемитизма. Этот урок нам следует хорошо усвоить.

Антисионизм

Третий рейх прекратил свое существование, его основатель покончил с собой, его главные сподвижники были повешены или скрылись, а масштабы геноцида евреев в Европе больше не были секретом. В рамках недавно созданной Организации Объединенных Наций зародилось мощное движение в поддержку создания еврейского государства, о котором уже говорили союзники во время Первой мировой войны.

Создание в Палестине еврейского государства по решению, я напоминаю, Организации Объединенных Наций, а именно в соответствии с резолюцией 181 (II) от 29 ноября 1947 года, одобрили далеко не все. Результат нам известен: соседние с Израилем арабские государства начали войну и оккупировали Палестину. Конфликт разрешился в пользу евреев, вследствие чего разгорелся продолжающийся по сей день палестино-израильский конфликт.

Не будем обсуждать здесь законность требований каждой стороны конфликта, ни способы наилучшего его разрешения – об этом следует говорить в другом месте. Факт остается фактом. Очевидно то, что на фоне палестино-израильского конфликта антисемитизм принял еще одну форму – антисионизм.
Судя по названию, сторонники этого движения выступают против сионизма, однако следует признать, что реальной их мишенью опять-таки являются евреи, причем евреи во всем мире. И я уверен, что по сути своей антисионизм представляет собой ни что иное, как современное проявление антисемитизма – то есть ненависти по отношению к евреям.

В эру цифровых технологий

Безусловно, в наши дни антисемитизм несколько отличается от того, каким он был при императоре Константине. Так, его приверженцы широко и с успехом используют возможности социальных сетей, распространяют на ряде интернет-сайтов речи и видеоматериалы, использующие особо извращенную риторику. Я не раз задавался вопросом о том, что могло бы произойти в Европе до 1939 года, если бы доктор Геббельс, который во времена Третьего рейха занимал должность министра народного просвещения и пропаганды, имел в своем распоряжении технологии, доступные нам сегодня.  Сомнений нет: в цифровую эпоху борьба с антисемитизмом происходит на новом поле боя.

Могу сказать с позиции пожилого человека, за всю жизнь которого антисемитизм нисколько не ослаб, что пока не закончится палестино-израильский конфликт, часть мусульман, особенно молодежь, и на Ближнем Востоке, и за его пределами, будет все так же ненавидеть евреев. Во многом этому, конечно же, способствует Интернет и жестокие изображения, которые мы все знаем и видели.

Опасность отождествления

Это объясняет и бесчеловечные теракты как в Западном мире, в частности во Франции, так и на Ближнем Востоке, где все евреи по умолчанию считаются сионистами и вызывают к себе ненависть антисемитов. В этом отношении достаточно просмотреть список жертв совершенных в последние годы преступлений.

Пожалуй, я еще долго не смогу забыть недавно увиденную мной картину: мужчина преследует детей в еврейской школе и видит маленькую девочку, которая от него убегает. Именно потому, что она пытается спастись, он хватает ее за волосы и стреляет в нее в упор. Разве это преступление не является повторением бесчеловечных действий эсэсовцев? Эта картинка, это ужасное проявление антисемитизма, никогда не сотрется из памяти и будет вечно напоминать нам об айнзацгруппах, творящих бесчинства в гетто Восточной Европы.

Хочу еще кое-что добавить о действиях, которые необходимо предпринять в интересах гражданского мира. А именно, подчеркнуть роль – а для кого-то, даже братскую роль – представителей мусульманского сообщества, которые осуждают подобные преступления. Терроризм ставит нам другую ловушку – тенденцию к отождествлению, смешению понятий, и мы должны сделать все, чтобы в нее не угодить. Напоминаю, что по статистике 80 % жертв террористов в мире составляют мусульмане. И в этом случае отождествлять всех мусульман с террористами было бы преступлением.

Признаю, что в моих словах мало оптимизма, но я убежден, что попустительство приводит к предрассудкам, а предрассудки питают ненависть и приводят к убийствам. Если нам удастся воспитать молодое поколение в духе Просвещения и прав человека, мы сделаем благое дело и внесем свой вклад в укрепление мира между народами.

По случаю Международного дня памяти жертв Холокоста «Курьер ЮНЕСКО» предлагает вам познакомиться с речью, которую Робер Бадентер произнес во время церемонии открытия круглого стола на тему предотвращения антисемитизма, организованного ЮНЕСКО 6 декабря 2016 года.

Робер Бадентер

Робер Бадентер (Франция) – адвокат, преподаватель права, министр юстиции Франции с 1981 по 1986 год. Сыграл ключевую роль в принятии закона об отмене смертной казни во Франции в 1981 году. В период с 1986 по 1995 год занимал пост председателя Конституционного совета, а с 1995 по 2011 год являлся сенатором от социалистической партии департамента О-де-Сен.