<
 
 
 
 
×
>
You are viewing an archived web page, collected at the request of United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) using Archive-It. This page was captured on 11:44:27 Nov 19, 2019, and is part of the UNESCO collection. The information on this web page may be out of date. See All versions of this archived page.
Loading media information hide

Нести мир в сознание мужчин и женщин

Широкий обзор

Вальпараисо: учеба за решеткой

cou_04_19_wide_angle_chile_internet_site.jpg

Школа им. Хуана Луиса Вивеса, основанная в 1999 году, находится на территории тюрьмы г. Вальпараисо, Чили. Здесь заключенным предоставляется базовое и среднее образование, а также профессиональное обучение.

Школа им. Хуана Луиса Вивеса, основанная в 1999 году, стоит на одном из холмов чилийского порта Вальпараисо. В настоящее время здесь обучается 550 учеников. Однако это не простые школьники: все они отбывают наказание в городской тюрьме, на территории которой и находится учреждение. Каждый день преподаватели погружаются в особый мир заключенных и, насколько это возможно в условиях тюрьмы, стремятся передать им знания, несмотря на порой огромную разницу в уровне подготовки учеников и их тяжелое психологическое состояние. В 2015 году школа стала лауреатом присуждаемой ЮНЕСКО Премии Конфуция за распространение грамотности. 

Каролина Херес Энрикес, Бюро ЮНЕСКО в Сантьяго, Чили

Подставляя стены ветрам, тюрьма Вальпараисо располагается вдали от исторического центра, который входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, в одном из самых неблагополучных кварталов, куда не захаживают туристы. Здесь и находится школа им. Хуана Луиса Вивеса. Заключенные приходят сюда, чтобы продолжить прерванное, зачастую неоднократно, школьное образование или обучиться профессии. Как бы то ни было, главная задача этого учреждения – как можно лучше приготовить заключенных к последующей жизни на свободе.

В школе им. Хуана Луиса Вивеса каждый день непредсказуем. «Никогда нельзя заранее знать, как пройдет урок, – рассказывает один из преподавателей. – Занятие в любой момент может быть прервано, например, в связи с обыском. Если в какие-то дни нам удается соблюдать расписание, то в другие бывает просто невозможно работать».

Соня Альварес, преподаватель истории и граждановедения, вот уже 40 лет борется за обеспечение заключенным права на получение образования. «Раньше моя жизнь казалась лишенной смысла. Теперь же я знаю, что делаю важное дело», – заявляет она, поднимаясь по лестнице на второй этаж нового здания школы, построенной на территории тюрьмы по ее проекту на государственные и частные средства.

В школе – насколько позволяют условия тюрьмы – предоставляется базовое и среднее образование. Кроме того, здесь можно получить профессию повара и повысить таким образом шансы найти работу после отбывания срока наказания.

Поставить на правильный путь

По данным Национального управления образованием молодежи и взрослых, в 2018 году в исправительных учреждениях Чили насчитывалось в общей сложности 72 учебных центра, и школа им. Хуана Луиса Вивеса входит в их число. Все, кто здесь работает, как и Соня Альварес, верят в освободительную силу образования, которое, как утверждал бразильский педагог Паулу Фрейре, наделяет людей, как на свободе, так и за решеткой, новым социальным статусом, подталкивает их к размышлению и наполняет их существование смыслом.

Работа преподавателя в условиях тюрьмы – это настоящая полоса препятствий. «От нас требуется огромная мотивация, – поясняет Хасмин Дапик, одна из учителей школы. – Кроме того, нужно постоянно проявлять изобретательность и следить за тем, чтобы занятия отвечали потребностям заключенных и приносили им реальную пользу. Наша роль – позволить им продолжить свое обучение, стать полноценными гражданами и принимать правильные решения».

Однако роль учителей не ограничивается передачей знаний. Перед ними стоит и другая не менее важная задача – вернуть заключенным веру в себя. «Для нас очень важно, чтобы преподаватели не относились к нам, как к заключенным», – говорит Хосе, один из «обитателей» тюрьмы Вальпараисо, который регулярно посещает занятия. «Они видят в нас достойных людей, у которых есть права. Они ждут, что когда мы выйдем отсюда, мы будем лучше, чем когда мы сюда попали. А для этого нужны чуткость и умение сопереживать, – добавляет другой заключенный по имени Карлос. – На уроке мы забываем, что сидим за решеткой. Мы чувствуем себя на свободе».

Особенная атмосфера занятий, позволяющая заключенным пусть мысленно, но вырваться из тюремных будней, располагает к разговорам по душам, в ходе которых они могут поделиться своими зачастую мрачными историями. «Я вижу в них людей, переживших трагические события. Прошлое каждого из них скрывает в себе ужасные трагедии, и учителю приходится переваривать эту информацию, искать в себе силы, чтобы не позволить ей выбить себя из колеи, и помочь найти в себе эти силы заключенным. Те, кто приходит к нам в школу, обездолены во всех смыслах. И наша роль прежде всего в том, чтобы сопроводить сбившегося с дороги человека, помочь ему встать на правильный путь», – подчеркивает один из преподавателей учреждения Леопольдо Браво.

В этом учителям помогает психолог Хесика Леон. Она занимается повышением мотивации к учебе у заключенных и оказывает поддержку педагогам вместе с другими специалистами Программы школьной интеграции. «Это крайне важно, поскольку поиск наилучших методов для заполнения пробелов у заключенных – как в образовательном, так и в психологическом плане – требует невероятных усилий, – объясняет она. – Наша главная задача – поддерживать баланс в среде, куда выплескиваются самые противоречивые эмоции».

Даже сами заключенные признают, что работа учителя в тюрьме – задача не из легких. Они понимают, что им чрезвычайно сложно сконцентрироваться на учебе, и сожалеют о том, что лишены времени, необходимого для надлежащего усвоения знаний. «Мы целиком зависим от воли надзирателей и не имеем возможности провести полноценный учебный день», – поясняет Хосе.

Не сдаваться, несмотря на все трудности

Другое серьезное препятствие на пути педагогов – отсутствие образовательных программ для заключенных, учитывающих их положение. В связи с этим учителям приходится самим, без специальной подготовки, разрабатывать педагогические стратегии и учебные планы и оценивать содержание уроков с точки зрения его пользы для учеников.

Все это весьма непросто, тем более что в исправительных учреждениях в одном классе зачастую собраны люди из разных социальных кругов, имеющие различный уровень образованности и разные способности к обучению. «При составлении плана урока все это необходимо брать во внимание. Для нас важно, чтобы обучение шло им на пользу, поэтому нужно тщательно продумывать, чему именно мы хотим их научить и какие ценности хотим им передать», – уточняет Хасмин Дапик. За основу учителя школы им. Хуана Луиса Вивеса берут программу министерства образования Чили, которую они адаптируют к уровню и потребностям своих учеников.

Вышеупомянутые проблемы усугубляются тем, что уровень подготовки у заключенных может существенно отличаться, поскольку в прошлом многие из них учились нерегулярно. Другая сложность связана с частыми пропусками занятий. Однако, несмотря на многочисленные трудности, учителя не отчаиваются. «Мы знаем, что образование меняет людей, – заключает профессор Браво. – И мы своими глазами видим, как эти изменения медленно, но верно происходят. Это именно то, что нами движет».