Травля в школе – одна из самых серьёзных проблем современной образовательной системы. Почему некоторым странам удалось добиться особых успехов в профилактике и противодействию буллингу? С чем это связано? Достаточно ли «антибуллингового» законодательства и наказания зачинщиков для успешной борьбы с этим явлением? Из каких компонентов строятся эффективные программы, направленные на искоренение школьной травли? И какие инструменты всегда есть в арсенале у педагогов, чтобы начать менять ситуацию к лучшему?
Тигран Епоян, региональный советник ЮНЕСКО по образованию в области здоровья, дал интервью порталу для родителей «Летидор» и рассказал о российском и зарубежном опыте борьбы с насилием в образовательных учреждениях. Фрагменты разговора вошли в развернутый материал из цикла «Стоп, травля!», полная версия которого доступна по ссылке.
Школьное насилие, травля и кибербуллинг: что стоит за цифрами?
Согласно докладу ЮНЕСКО «Что стоит за цифрами? Искоренение насилия и запугивания в школе» (2019) каждый третий ученик по всем мире сталкивается с различным формам насилия и травли со стороны своих одноклассников. Для большинства детей и подростков этот опыт не проходит бесследно, а для некоторых может стать особенно травматичным. Причем последствия для физического и психологического благополучия испытывают на себе не только пострадавшие от травли, но и её зачинщики и свидетели.
Например, школьники, систематически сталкивающиеся с буллингом и кибербуллингом, больше склонны к рискованному поведению – экспериментам с психоактивными веществами и алкоголем, небезопасным сексуальным отношениям – и, как следствие, больше подвержены риску столкнуться с нежелательной беременностью, ВИЧ и другими инфекциями, передаваемыми половым путём.
По сравнению с остальными сверстниками подростки, ставшие объектами травли:
- в 3 раза чаще остальных чувствуют себя “аутсайдерами”
- в 2 раза чаще пропускают занятия и с большей вероятностью бросают формальное образование после окончания средней школы
- в 2 раза чаще чувствуют себя одинокими, не могут спать по ночам и задумываются о суициде
ЮНЕСКО и другие агентства ООН проводят регулярный мониторинг ситуации вокруг школьного насилия, травли и кибербуллинга в различных регионах мира, а также уделяют особое внимание анализу эффективности программ борьбы с буллингом.
Где успешно справляются с травлей в школе?
Особенно эффективным показал себя опыт стран, где на законодательном уровне зафиксирован запрет на насилие в отношении детей в целом, а в образовательной политике чётко прописаны определения травли, алгоритмы действий, права и обязанности всех сторон. Именно так устроена система, например, в Швеции, Нидерландах, некоторых штатах в США, Республике Молдова. Но только самого по себе «антибуллингового» законодательства недостаточно.
«Достаточно ли «поймать и наказать» для того, чтобы травля прекратилась? К сожалению, не всегда. Именно поэтому любые меры пресечения должны действовать в связке с образовательной и психологической работой. Ведь важно, во-первых, не замалчивать ситуацию, а во-вторых – не столько наказать, сколько помочь тем, кто пострадал от насилия и тем, кто ведет себя агрессивно, чтобы канализировать агрессию другим путем», – считает Тигран Епоян.
По-настоящему успешны в противодействии школьному насилию те страны, где внедряется максимально комплексный подход: уделяется внимание обеспечению безопасной и позитивной образовательной среды; подготовке педагогов и других сотрудников образовательных учреждений по вопросам профилактики и реагирования на случаи насилия и травли; привлечению родителей и местного сообщества к решению этой проблемы; взаимодействию с другими службами для оказания помощи пострадавшим от травли и насилия.
По этой причине высокую оценку со стороны экспертного сообщества получили программы, зародившиеся в странах Северной Европы. Среди них – «норвежская» программа Ольвеуса и «финская» KiVa. Они получили широкое распространение и в других странах мира и легли в основу «производных» программ и руководств. Подробнее о содержании и эффективности этих и других программ можно прочитать по ссылке.
Какие инструменты есть на руках у педагогов?
Далеко не в каждой стране мира есть «антибуллинговое законодательство» или чётко проработанная на государственном уровне образовательная политика по профилактике и противодействию школьному насилию. ИИТО ЮНЕСКО несколько лет подряд оказывает поддержку Российской Федерации и другим странам региона ВЕЦА в разработке практических рекомендаций и инструментов для работников системы образования по противодействию травли в школе. Например, в России выходит уже третье издание Руководства по предотвращению насилия в образовательных учреждениях.
В таких руководствах приводятся простые, но очень важные советы-напоминания учителю, как поддерживать в классе доброжелательную атмосферу, чего не делать, чтобы не допускать насилия со своей стороны («педагогическое насилие») и не провоцировать насилие и травлю со стороны учеников по отношению друг к другу, как распознавать признаки насилия и травли и вмешиваться без промедления.
Очень важно, чтобы все взрослые в школе – охранник, работник столовой, дворник, уборщик, психолог, социальный педагог – понимали, что такое «травля», могли её распознать и остановить. Для реализации этих рекомендаций достаточно решимости учителя (а лучше группы учителей) и поддержки со стороны администрации
Подробнее о деятельности ИИТО ЮНЕСКО в сфере противодействия школьному насилию, травле и кибербуллингу можно узнать здесь.