<
 
 
 
 
>
You are viewing an archived web page, collected at the request of United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) using Archive-It. This page was captured on 04:45:36 Jun 26, 2022, and is part of the UNESCO collection. The information on this web page may be out of date. See All versions of this archived page.
Loading media information hide

Нести мир в сознание мужчин и женщин

Интервью

Оливетт Отеле: «История чернокожих европейцев подвергается частичной амнезии»

cou_03_21_our_guest_01_web.jpg

Акция протеста движения Black Lives Matter у здания посольства США в Лондоне, май 2020 г.

Присутствие в Европе лиц африканского происхождения, как правило, связывают с рабовладельческим и колониальным прошлым, забывая о том, что их общая с европейцами история начинается многим раньше. В своей книге «Африканские европейцы: нерассказанная история» (African Europeans, An Untold History) уроженка Камеруна и преподаватель истории колониального периода Бристольского университета (Соединенное Королевство) Оливетт Отеле изучает вопрос о присутствии чернокожих в Европе начиная с древних времен и о том, как предрассудки по отношению к ним изменялись на протяжении истории.

Беседу провела Аньес Бардон
ЮНЕСКО

Ваша книга озаглавлена «Африканские европейцы: нерассказанная история». Выражение «африканские европейцы» для описания живущих в Европе лиц африканского происхождения услышишь нечасто. Почему вы решили использовать этот термин?

Вы правы, термин «африканский европеец» или «афроевропеец» в Европе употребляется редко, в то время как такой его аналог, как «африканский американец» или «афроамериканец», получил широкое распространение по ту сторону Атлантики. Я использовала его в заглавии книги отчасти для провокации, но прежде всего — чтобы подчеркнуть тот факт, что лица с африканскими корнями обладают множественной идентичностью. Если у афроамериканцев это выражение прижилось, то чернокожие европейцы к термину «афроевропейцы» относятся с настороженностью, в частности ввиду исторических причин, поскольку в Европе в них зачастую видят африканцев даже тогда, когда они родились на европейской земле и являются гражданами страны, в которой выросли. Однако я считаю, что у этого термина есть преимущества, так как он отражает многообразие происхождения, опыта и сред лиц африканского происхождения.

Принято считать, что чернокожие появились в Европе в XVII–XVIII веках. Вы же доказываете, что это произошло гораздо раньше.

Действительно, широко распространено убеждение в том, что переселение африканцев в Европу началось в период работорговли. На самом же деле первые выходцы с африканского континента появились здесь гораздо раньше. Их присутствие отмечается уже в Римской империи, то есть начиная с античных времен. Поскольку переписи населения тогда не проводилось, их число сегодня оценить сложно. Однако нам достоверно известно, что некоторые из них оставили в истории яркий след, например, римский император Септимий Север, родившийся на территории современной Ливии, или такие выдающиеся мыслители, как Аврелий Августин и Апулей, оба также родом из Северной Африки.

Чернокожие присутствовали в Европе и в последующие века. Так, среди придворных короля Сицилии Федериго I (начиная с 1220 года, также императора Священной Римской империи Фридриха II) были африканцы, а одного из них он даже назначил своим камергером. До конца XV века на большей части Иберийского полуострова правили мусульмане — арабы и выходцы из Северной Африки. А начиная с середины XV века зажиточные семьи из центральной и северной Италии стали использовать выходцев из Африки в качестве прислуги. Об этом свидетельствуют многочисленные полотна эпохи Возрождения.

Таким образом, Европа и Африка имеют гораздо более долгую и богатую общую историю, чем принято думать. Но часть этой истории считается недостаточно важной для того, чтобы изучаться в школах. Мы привыкли смотреть на эту общую историю через призму работорговли. Это историческое явление в некоторой степени затмило собой все, что ему предшествовало. В результате эта история подвергается частичной амнезии.

Как отношение к выходцам из Африки в Европе менялось на протяжении веков?

До XVII века предубеждения по отношению к африканцам, связанные с цветом кожи, безусловно, существовали, но в Средние века и в эпоху Возрождения, которые характеризуются конфликтом между христианами и мусульманами, определяющим фактором выступала религиозная принадлежность человека. Кроме того, сильнейшие предрассудки были и в отношении ряда этнических групп с белой кожей, например, ирландцев, которых англичане считали дикарями.

Поворотным моментом стало развитие работорговли, которой в погоне за прибылью занялись португальцы, французы, англичане, голландцы, испанцы, шведы и венецианцы. В ее оправдание европейцы придумали теории о расовой неполноценности африканцев.

В оправдание работорговли европейцы придумали теории о расовой неполноценности

Эти теории во многом повлияли на отношение к выходцам из Африки после 1700 года. Именно в этот период чернокожие перестали восприниматься как живые люди и были превращены в товар. О таких изменениях взглядов свидетельствуют многочисленные исторические документы — судовые журналы, ведомости, расчетные книги тех времен. Начиная с этого момента выходцев из Европы, которая обладала экономической мощью, стали наделять превосходством. Таким образом, работорговля не только изменила отношение к африканцам, но и наложила глубокий отпечаток на формирование идентичности народов, расширив пропасть между белыми и чернокожими.

Работают ли историки над тем, чтобы дополнить или раскрыть новые, ранее неизвестные страницы истории о выходцах из Африки в Европе?

Да, и это внушает мне оптимизм. Даже тот простой факт, что в свет смогла выйти книга, подобная моей, и что она получила такой широкий отклик, уже очень показателен. Для историков сейчас очень захватывающий и интересный период, потому что мы чувствуем, что в обществе происходят сдвиги, приходит новое осознание, подталкивающее нас по-новому взглянуть на этот аспект истории. Более того, под влиянием этого процесса сдвиги начинают происходить и в преподавании.

В настоящее время мы предпринимаем попытки по включению в учебные планы Соединенного Королевства предмета — на данный момент факультативного — который мы называем «историей чернокожих». В Уэльсе, где я живу, Правительство Ассамблеи Уэльса уже приняло решение включить этот раздел истории в школьную программу, и это очень важный шаг. Во Франции эта история уже частично преподается в школах благодаря так называемому «закону Тобира». В соответствии с ним в программу начальной школы в 2002 году вошли темы, связанные с работорговлей. Многое зависит от конкретной страны, и еще многое предстоит сделать, однако ситуация меняется к лучшему. Я считаю, что на данном этапе следует предоставить педагогам необходимые материалы, чтобы они свободно чувствовали себя в этой теме и могли с уверенностью знакомить подрастающие поколения с этими страницами нашей истории, которая не ограничивается только лишь историей рабства, его отмены и переселения чернокожих, но представляет собой более масштабную область изучения.

Как в последние годы менялись подходы к мемориальным мероприятиям в память о работорговле в Европе?

Память о рабстве все еще сталкивается с сильным сопротивлением. Мы можем наблюдать, как государства колеблются между двумя крайностями: виктимизацией, с одной стороны, и полной амнезией, с другой. Государства сопротивляются, потому что память о рабстве ставит под сомнение весь их национальный нарратив. И даже в тех случаях, когда они чествуют память выдающихся выходцев с африканского континента, им не всегда удается признать ту роль, которую афроевропейцы играют сегодня. Поэтому я и не являюсь сторонницей подхода, состоящего в возведении на пьедестал одних при игнорировании других, хотя я и признаю, что этот подход предпочтительнее полной амнезии. Кроме того, когда празднуют годовщину отмены рабства, как правило, опускают моменты, связанные с сопротивлением чернокожих. Однако сопротивление это имело место, в частности на юге Европы, где братские общины рабов, изначально основанные с целью религиозного просвещения, с XV века стали местом собраний и ядром борьбы с порабощением чернокожих белыми господами. Пример такой общины — братство Богоматери розария чернокожих (Nossa Senhora do Rosário dos Homens Pretos), основанное в Лиссабоне в 1470 году.

Часто забывают и о вкладе тех, кто бился бок о бок с аболиционистами. Как видно, историческая реальность гораздо сложнее, чем то, какой ее представляют.

Есть ли связь между рабовладельческим прошлым и насилием по отношению к чернокожим, в особенности со стороны полиции?

Дискриминация и полицейское насилие уходят корнями в колониальную историю. Именно в ней кроется причина нынешнего обращения с чернокожими. Толчком к созданию движения в защиту чернокожих Black Lives Matter стал гнев, но не только он, а также боль и ощущение бессилия перед лицом дискриминации. И если это движение, зародившееся в США, нашло отклик в Европе, так это потому, что акты насилия со стороны полиции перекликаются с дискриминацией, которой подвергается чернокожее население.

Полицейское насилие уходит корнями в колониальную историю

Здесь мне хочется отметить, что отношение к этому вопросу у поколения моих детей существенно отличается от старших поколений. У нынешней молодежи хватает мужества бросать вызов системе и ломать устоявшийся порядок. В мою бытность студенткой в моем окружении считалось, что для того, чтобы заставить расистов замолчать, достаточно усердно работать. Однако, как оказалось, этого недостаточно. Молодые афроевропейцы сегодня не боятся во всеуслышание заявлять о расизме и дискриминации, жертвой которых они становятся. Они более свободны и легче совмещают в себе различные идентичности: идентичность, наследуемую ими от родителей, идентичность, приобретаемую под влиянием среды, выходцами из которой они являются, а также идентичность, связанную с обществом, в котором они растут.

Оливетт Отеле

Автор книги «Африканские европейцы: нерассказанная история» (англ. African Europeans, An Untold History) Оливетт Отеле преподает историю колониального периода в Бристольском университете. Будучи уроженкой Камеруна, она стала первой чернокожей женщиной, получившей звание профессора истории в Соединенном Королевстве.

Читайте также:

Расизм: время открыть глаза, «Курьер ЮНЕСКО», октябрь-декабрь 2020 г.
Работорговля: необычная культурная одиссея. «Курьер ЮНЕСКО», декабрь 2004 г. (русскоязычная версия отсутствует)
«Курьер ЮНЕСКО» против расизма. Подборка номеров и статей по этой теме

***

Подпишитесь на «Курьер ЮНЕСКО» и узнавайте о новых выпусках первыми. Подписка на электронную версию 100% бесплатна. 

«Курьер ЮНЕСКО» в социальных сетях: Twitter, Facebook, Instagram