Статья

Джоэнн Макнил: «Интернет может дать нам гораздо больше»

Недавно в свет вышла книга на английском языке Lurking : How a Person Became a User, название которой можно перевести как «Скрытое наблюдение: как человек превратился в пользователя». Ее автор американская писательница Джоэнн Макнил рассматривает историю развития интернета, выдвигая на первый план пользователя. Опровергая зачастую идеализированные представления о первых годах существования Всемирной паутины, она выступает за создание такой интернет-среды, в которой правила диктуют не крупные корпорации, а само интернет-сообщество.
Boris Séméniako for The UNESCO Courier

Беседу провела Линда Клоссен
ЮНЕСКО

Вы смотрите на историю интернета с точки зрения пользователя. Почему?

Зачастую в пользователе видят «неспециалиста». Считается, что если человек не работает в сфере высоких технологий, то он ничего в них не смыслит. Но ведь именно мы, рядовые пользователи, на практике имеем дело с разного рода онлайн-услугами. Такая точка зрения редко принимается во внимание при обсуждении технологий. В мире, где уже нельзя просто взять и отказаться от применения цифровых устройств, тот факт, что мы выстраиваем свою жизнь вокруг этих платформ, не имея при этом права голоса в выборе направления их развития, вызывает много вопросов. 

Как изменился интернет со времени своего появления? Жива ли еще утопическая идея о том, что интернет способен открыть каждому человеку доступ к знаниям?

В своей книге я хотела показать, что нет оснований для ностальгии, которая зачастую ощущается в разговорах о первых годах существования интернета. Безусловно, тогда у людей появилась возможность общаться на расстоянии без контроля со стороны крупных компаний, однако идеализировать то время не стоит. Если мы зайдем на любой из первых форумов, мы увидим там и травлю, и нетерпимость, и дискриминацию. Чтобы получить выход в интернет в 1980-е годы, нужно было сначала приобрести компьютер, а стоили они весьма недешево. В 1990-е годы, когда была создана Всемирная паутина, проблема цифрового разрыва уже существовала.

Одновременно с этим мы видим, как ряду предпринимателей удалось собрать средства и создать социальные сети. Многие из таких компаний сначала были небольшими, но разрослись до огромных размеров, как Twitter и Facebook, и сократить их влияние сегодня почти невозможно. Эти изменения произошли очень быстро, а механизмы регулирования этой сферы тогда практически отсутствовали.

Хотя невозможно без сожаления смотреть на то, во что превратился интернет в наши дни, еще не все потеряно. Онлайн-платформы по-прежнему остаются местом, где люди могут встречаться и самоорганизовываться, как, например, сотрудники торговой площадки Amazon, которые объединились, чтобы бороться за свои права, или люди с одинаковым диагнозом, создающие группы взаимной поддержки в сети Facebook

Интернет остается местом, где люди могут встречаться и самоорганизовываться

Можно ли в истории интернета выделить ключевые этапы? Когда люди стали превращаться в пользователей?

Появление того, что сегодня мы называем социальными сетями, ускорило переход от человека к пользователю. 2000-е годы, называемые «эпохой Web 2.0», характеризуются массовым распространением интернета, который стал доступен не только в домах, но и на местах учебы и работы. Именно тогда у нас начала развиваться привычка следить за новостями от других людей и самим заводить друзей и подписчиков в социальных сетях.

Этот период разительно отличается от 1990-х годов, когда интернет-пользователи предпочитали скрывать свое настоящее имя и искали единомышленников, с которыми объединялись в группы по собственной инициативе. В основе общения лежали общие интересы, и члены сообществ видели друг в друге не просто абстрактных пользователей, а личность. Сами такие сообщества, например форумы, строились на определенных правилах, различных для каждой площадки, и ценностях, которые разделяли все участники.

Затем появились площадки нового типа, построенные на принципе объединения человека в сеть со всеми его знакомыми. Это дало возможность знакомиться с людьми, не входящими в наш привычный круг общения. Получить представление о таких незнакомцах можно было по их фотографиям, месту нахождения, интересам, которые человек мог о себе указать, а также по другим его «друзьям» в социальной сети.

Вы выделяете две отдельные группы людей: пользователи и разработчики. В чем их отличие?

В эпоху начала интернета основатели онлайн-сообществ были и их членами. Даже Facebook изначально был сетью для студентов и лишь затем стал доступен широкой публике. Каждый участник сообщества в некоторой степени нес за него ответственность. Сегодня же мы имеем платформы общего назначения, чьи основатели, руководство и разработчики могут и не являться их пользователями. А если и являются, то не делают эти платформы важной частью своей жизни. Следует отметить, что если рядовому пользователю на такой платформе нанесен ущерб, то добиться справедливости ему, как правило, непросто. Таким образом, главная черта 2000-х годов — это отход от сообщества в истинном смысле этого слова, в котором и основатели, и разработчики также являются его активными участниками и вносят личный вклад в его развитие.

В интернете должно быть больше небольших групп, построенных на общих интересах

Именно поэтому я считаю, что в интернете должно быть больше небольших групп, построенных на общих интересах. В маленьком сообществе проще установить четкие правила и донести их до всех членов группы, а модераторам легче следить за их соблюдением. Кто-то может с этими правилами не согласиться, и тогда он вправе покинуть группу. Кто-то же отнесется к ним серьезно и скорректирует свое поведение. Опять-таки делать это можно лишь в небольших сообществах — на уровне класса, рабочего коллектива, какого-то конкретного мероприятия. Если же в сообщество входит множество людей со всего мира, модерировать его в разы сложнее.

Вы критикуете крупные технологические компании. В чем вы их упрекаете прежде всего?

Больше всего меня беспокоит сбор данных, несоблюдение конфиденциальности и влияние технологических гигантов на другие сферы нашей жизни, которого они добились благодаря своему богатству. Хуже всего то, что многие люди думают, будто это норма и другим интернет быть не может. Однако в истории Всемирной паутины есть сервисы, созданные не для получения прибыли, — например, электронная почта. Такого рода сервисы могут служить примером того, каким мог бы быть интернет.

Вы выступаете за введение онлайн-этикета, с тем чтобы обеспечить уважение достоинства пользователей, причем не только живых. Почему это важно?

Дело в том, что в интернете остаются следы нашей деятельности, и что будет происходить с ними в будущем — крайне сложный вопрос, задуматься о котором нужно уже сейчас. Есть мнение, что эти следы необходимо сохранять как важные исторические свидетельства, которые позволят людям будущего получить представление о XXI веке. Но нужно ли хранить столь огромное количество информации? Какую информацию следует считать действительно важной? У нас нет записей всего, что говорили люди в XIX веке, но разве это помешало историкам?

Одним из главных правил сетевого этикета могло бы стать получение предварительного согласия пользователей и совместное с ними принятие решения о том, каким образом обеспечить аутентичность хранимой информации. В этом плане можно отметить одну из старейших интернет-платформ площадку MetaFilter, созданную ее же участниками. Многие члены этого сообщества задумываются о последствиях долговременного хранения в интернете данных о пользователях и опубликованных ими материалов.

Каким образом можно повысить конфиденциальность личной информации и сделать так, чтобы она хранилась только с согласия пользователя?

Этот вопрос должен быть урегулирован на правовом уровне. Онлайн-платформы хотят убедить нас, что они способны к саморегуляции, однако за последние два десятка лет мы уже увидели, что это далеко не так. Однако я верю, что интернет-пользователей все больше будет волновать вопрос о конфиденциальности связанной с ними информации. Представители поколений, выросших в цифровую эпоху, прекрасно понимают, что они дают интернету и что интернет у них берет. И обмен этот неравный. В меня вселяет надежду тот факт, что большинство интернет-пользователей хотят перемен в этой сфере. Если появится хоть какая-то альтернатива крупным платформам, это уже будет шагом вперед, на мой взгляд. Это позволит нам увидеть, каким мог бы быть интернет. Ведь интернет — это не «Фейсбук». И даже не Всемирная паутина. Он может дать нам гораздо больше того, во что превратили его технологические гиганты.

Джоэнн Макнил
Писательница, редактор и художественный критик, автор книги Lurking: How a Person Became a User. Важное место в ее работах занимает изучение влияния технологий на культуру и общество.

Перевод: мост к иным культурам
UNESCO
Апрель-июнь 2022 г.
UNESCO
0000381067
订阅《信使》

Подписаться