<
 
 
 
 
>
You are viewing an archived web page, collected at the request of United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) using Archive-It. This page was captured on 19:45:53 Sep 26, 2023, and is part of the UNESCO collection. The information on this web page may be out of date. See All versions of this archived page.
Loading media information hide

Нести мир в сознание мужчин и женщин

Новости

Чучо Вальдес – пианист без границ

trending_1_2017.jpg

© Francis Vernhet

Международный день джаза позволяeт воздать должное музыке «без границ» и вот уже шесть лет подряд отмечается 30 апреля. В прошлом году главные мероприятия, посвященные этому дню, прошли в Белом доме, в Вашингтоне. В 2017 году столицей джаза была выбрана Гавана. В преддверии события кубинский пианист Чучо Вальдес поделился с нами своими ожиданиями от праздника.

Интервью Люсии Иглесиас Кунтц с Чучо Вальдесом

В прошлом году Вы приняли участие в праздновании Международного дня джаза. Расскажите о своих впечатлениях.

Это было потрясающе. Я впервые побывал в Белом доме – я и не мечтал об этом! Самое замечательное, что мы, джазмены – как одна большая интернациональная семья. Мы часто пересекаемся на международных фестивалях, однако прошлогоднее мероприятие было действительно похоже на самую настоящую семейную встречу. Благодаря музыке мы понимали друг друга без слов: я играл с басистом из Северной Америки, африканским гитаристом, трубачом из Австралии и ударником из Индии! Это было совершенно незабываемо! Мне также довелось познакомиться с такими легендами джаза, как Чик Кориа, Арета Франклин, Херби Хэнкок, Эл Джерро и Маркус Миллер. A ведь такая возможность представляется далеко не каждый день... Это послужило лишним доказательством того, что в джазе национальность не имеет значения. Наша встреча была подобна крепким объятиям старых друзей, которые вместе отдали дань уважения музыке без границ.

В этом году Вы принимаете участие в праздновании Дня джаза в Гаване. Чего Вы ждете от этого мероприятия?

Я чрезвычайно рад возможности вновь встретиться с музыкантами со всего мира. От этой встречи я жду той  самой спонтанности, которая составляет саму суть джаза. Мы просто собираемся вместе, выбираем тему и импровизируем без какой-либо подготовки. Каждый вносит в игру частичку себя, свой неповторимый стиль. Мы можем проиграть одну и ту же мелодию сотни раз, и каждый раз она будет звучать по-новому. В этом вся прелесть джаза. Атмосфера в зале также влияет на то, как будет звучать мелодия. Мы еще не знаем, что будем играть в этот раз. Главный элемент джаза – импровизация, поэтому мы будем действовать спонтанно, как обычно. Концерт пройдет в театре Alicia Alonso, там великолепная акустика и очень хорошее фортепиано. Оно было подарено Министерству культуры компанией Steinway в октябре 2015 года, когда мы с выдающимся китайским пианистом Лан Ланом играли в сопровождении Кубинского филармонического оркестра. Нам и нашей аудитории, безусловно, тоже не терпится поскорее услышать, какая музыка родится у нас на этот раз!


© 2016 Steve Mundinger

Вы являлись послом доброй воли Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). Что побудило Вас принять это звание?

Мне было важно внести свой вклад в дело ФАО, которая борется за доступ к качественной пище по всему миру. Я также написал музыку к документальному фильму о землетрясении, которое обрушилось на Гаити в 2010 году. Все доходы от проката фильма передавались на восстановление страны, и я с радостью принял участие в проекте.

Как Вы создаете свои музыкальные произведения?

Как я уже говорил, большую роль в джазе играет импровизация, но для некоторых аранжировок пишется партитура. На Кубе мы называем это pie forzado – тема, на которую мы затем импровизируем. Мы также записываем гармонии и обязательные для использования аккордовые последовательности, но при этом у нас всегда остается простор для творчества. Я много занимался, чтобы выработать ритмическую основу для моих бесконечных экспериментов с афро-кубинскими корnями джаза: например, я использую в своей музыке барабаны бата, традиционные инструменты африканского племени йоруба и кубинские конги… Такой полиритмический рисунок служит идеальной канвой для импровизации, задавая ритмическую структуру или мелодическую линию, вокруг которой могут импровизировать духовые инструменты и даже фортепиано. Эти аранжировки представляют своего рода основу для импровизации.

Вы всегда играете с одними и теми же музыкантами?

Я давно работаю со своей группой, Afro-Cuban Messengers. Но иногда я выступаю только как пианист или, наоборот, играю в сопровождении оркестра. Например, совсем недавно я записал диск с оркестром Артуро О’Фэррилла в Нью-Йорке. В общем, я не придерживаюсь какой-то определенной рабочей схемы. Не хочу увязать в рутине – мне нравится экспериментировать, и я всегда готов попробовать нечто новое.

Как Вы научились играть на фортепиано?

В этой связи могу рассказать одну историю из моего детства. Сам я этого не помню, но мне всегда говорили, что именно этот случай послужил толчком к моему обучению музыке. Мой отец был пианистом и работал заместителем руководителя оркестра в кабаре Tropicana – главной музыкальной сцене Кубы, на которой выступали все видные джазмены 1940-ых и 1950-ых годов. Мне тогда было три года. Однажды отцу пришлось  отлучиться с работы, так как он  забыл дома ноты для второй части представления. Вернувшись, он застал меня за игрой на фортепиано, причем в две руки. На его расспросы мама и бабушка сказали, что меня никто не учил – я сам садился за фортепиано в отсутствие отца и пытался его имитировать. С этого все и началось: сначала меня обучал отец, с пяти лет я стал заниматься на дому с преподавателем теории музыки и сольфеджио, а в девять – поступил в музыкальную школу по классу фортепиано.


© Frank Steward

Впоследствии Вы неоднократно выступали вместе со своим отцом. Расскажите, каково это – играть с Бебо Вальдесом?

Играть вместе с человеком, который одновременно является вашим учителем и отцом – потрясающе и волнительно вдвойне. Кроме того, я всегда восхищался музыкой  Бебо и каждый раз учился у него чему-то новому. Впервые мы играли вместе для телевидения на двух фортепиано, когда мне было 15 лет. Я считаю себя самым большим поклонником Бебо Вальдеса. Это не только талантливый музыкант, но и прекрасный отец и чрезвычайно требовательный педагог. Бывало, по воскресеньям, когда я собирался идти в кино, он останавливал меня и просил сыграть ему отрывок, который я должен был подготовить к следующему занятию. Если я играл плохо, то он говорил: сегодня – никакого кино, переодевайся и садись за работу. Стараясь следовать его советам, я много занимался, и я очень признателен ему за это.

Своих детей Вы также учили играть на фортепиано?

У меня шестеро детей, и все они – прекрасные музыканты. При этом я ничего им не навязывал, музыка – их настоящее увлечение. Безусловно, царящая у нас дома атмосфера тоже сыграла свою роль. Я играл с Чучито и моей дочерью Лейанис – талантливой пианисткой и композитором, которая получила музыкальное образование в Италии и на Кубе, и которая потрясающе играет! Мой сын Эмилио – перкуссионист, Юси училaсь на хормейстера и играет на ударной установке, также как и ee брат Джесси. Самому младшему, Хулиану, десять лет, и совсем недавно я провел с ним первый урок.

Как Вы считате, что нужно сделать, чтобы молодежь продолжала любить джаз сегодня, в эпоху цифровых технологий и электронной музыки?

Cо времени основания в 1960-е годы моей первой группы Irakere мне довелось работать со многими молодыми талантами. Компьютер и электронная музыка для меня – это XXI век. Сегодня существуют программы, благодаря которым оркестровку и аранжировку выполнить значительно проще, чем в 1950-е годы. Новое поколение музыкантов в совершенстве владеет этими технологиями, и я уверен, что все они очень полезны. В них – будущее музыки.

Чучо Вальдес

Чучо Вальдес (полное имя Дионисио Хесус Вальдес Родригес) – джазовый пианист, композитор, аранжировщик и дирижер, обладатель шести премий «Грэмми» и трех «Грэмми» в номинации «Лучший альбом латиноамериканского джаза». Родился в 1941 году в городе Кивикан (Куба) в семье Bебо Вальдесa – известнoго пианистa афро-кубинского джаза.  Выпустил более 90-ти своих альбомов, в числе которых Lucumí (1986), Solo piano (1991), Pianissimo (1997), Babalú Ayé (1999), Boleros inigualables (2000) и Border free (2013), а также принял участие в записи более 50-ти альбомов других музыкантов.