<
 
 
 
 
×
>
You are viewing an archived web page, collected at the request of United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) using Archive-It. This page was captured on 20:54:07 Dec 04, 2020, and is part of the UNESCO collection. The information on this web page may be out of date. See All versions of this archived page.
Loading media information hide

Нести мир в сознание мужчин и женщин

Идеи

Расизм: время открыть глаза

cou_03_20_idee_tadjo_web.jpg

Памятник Христофору Колумбу в Миннесоте, США, снесенный в ходе акций протеста против расового неравенства, июнь 2020 г. Протестанты снесли и ряд других скульптур, напоминающих о колониальной истории и рабстве.

Полицейское насилие по отношению к чернокожему, произошедшее в США прошлой весной, вызвало массовое движение протеста, которое вышло далеко за пределы Соединенных Штатов. Расизм, подчеркивает писательница Вероника Таджо, слишком глубоко пустил корни в умах людей и проник во все сферы современного общества, проявляясь как на бытовом уровне, так и на уровне социальных институтов.

Вероника Таджо
Франко-ивуарийская писательница, автор ряда романов. Долгое время жила в Южной Африке, где преподавала в Витватерсрандском университете Йоханнесбурга. В настоящее время живет между Лондоном и Абиджаном.

В истории Миннеаполиса 25 мая 2020 года навсегда останется черным днем: именно тогда в результате действий полицейского скончался от удушья Джордж Флойд. Кадры убийства, мгновенно облетевшие весь мир, показали нам, насколько человечество далеко еще от решения проблемы расизма.

А ведь еще совсем недавно нам могло казаться, что пострасистская эпоха наконец наступила. Разве не об этом свидетельствовал приход к власти Нельсона Манделы, ставшего первым чернокожим президентом Южной Африки (1994–1999), и избрание Барака Обамы на пост президента США (2009–2017)? Столь же оптимистичные настроения доминировали и во Франции, где республиканские ценности, казалось бы, выместили из общественного сознания понятие расы.

Однако, каким бы устаревающим некоторые ни считали это понятие, расизм по-прежнему жив, в частности расизм бытовой, который непрерывно подпитывается нашими предрассудками и предубеждениями. По мнению ученых из парижского Музея человека Эвлин Эйер и Кароль Рено-Палиго, расовая нетерпимость — подчас тонко завуалированная, но зачастую ничем не прикрытая — имеет в своем основании три особенности человеческого мышления: «склонность к категоризации, то есть распределению людей по группам на основе определенных критериев (которые могут отличаться в разных социально-исторических контекстах), склонность к иерархизации (отнесению людей к более высшему или низшему рангу по произвольным причинам), а также склонность приписывать всем людям одной группы набор неких постоянных и неизменных качеств, которые якобы передаются по наследству и потому присущи им всегда».

Неприятие Другого 

Неприятие Другого может принимать различные формы. От него не застрахованы и знаменитости: жертвой нападок может стать известный чернокожий футболист, которого освистывает публика, или видный чернокожий политик, подвергающийся преследованию в социальных сетях. Но чаще всего от расистского отношения страдают рядовые граждане, которым цвет кожи мешает найти жилье или работу. Такого рода дискриминация, как правило, осуждается широкой общественностью и признается фактором, разобщающим общество. Зачастую, оправданно или нет, расистские идеи приписывают приверженцам крайнего консерватизма. Как говорил Франц Фанон, посвятивший себя борьбе с колониализмом, «расизм — не отдельно существующее явление, а самый заметный, самый обыденный, самый низменный элемент некой структуры».

Эта структура суть то, что называют системным, или институциональным, расизмом. Более опасный и трудно поддающийся разоблачению, он проявляется в мельчайших деталях функционирования государственной машины. Тем, кому никогда не доводилось с ним сталкиваться, очень легко поверить в то, что его не существует. Ведь все виды дискриминации запрещены законом? Во Франции закон о борьбе с расизмом был впервые принят 1 июля 1972 года и с тех пор неоднократно изменялся и дополнялся. В этой сфере также имеется ряд европейских и международных соглашений. Однако никакой закон сам по себе не в состоянии искоренить дискриминацию на бытовом уровне. Нужно нечто большее.

Системный расизм

Невозможно представить себе истинные масштабы системного расизма, если видеть его лишь в отдельных случаях расовой нетерпимости. Системный расизм заключается в принижении ряда меньшинств, которые, в результате такого исторического наследия, как колониализм или рабство, рассматриваются как стоящие в более низком, подчиненном положении. В демократическом обществе такое отношение проникает в органы полиции (выражаясь в осуждении и полицейском насилии на основании внешности), в тюрьмы (проявляясь в более высокой доле заключенных другого цвета кожи и применении к ним более суровых мер наказания), в систему образования (приводя к более низким оценкам) и здравоохранения (ограничивая доступ к медицинскому обслуживанию), на рынок труда (выливаясь в более высокий процент безработицы), в градостроительство (отражаясь на расселении в гетто или бедные кварталы) и многие другие сферы нашей жизни. По мнению историка и преподавателя литературы Калифорнийского университета Лос-Анджелеса Лор Мюра (Laure Murat), системный расизм — это «институциональная монополия, которая, как правило, поддерживает определенную культуру — культуру сексизма, расизма или насилия».

Волна манифестаций, прокатившаяся по всему миру в поддержку американского движения Black Lives Matter, свидетельствует об осознании в обществе того факта, что расизм может принимать самые различные формы и способствовать развитию разных видов нетерпимости, включая антисемитизм, исламофобию, гомофобию, сексизм, трансфобию и пр. Пандемия COVID-19, в результате которой жители всего мира получили разделенный опыт изоляции, страданий и смерти, вне всякого сомнения, лишь обострила чувствительность общественности к произошедшей в Миннеаполисе трагедии.

Движение Black Lives Matter является логическим продолжением многовековой борьбы чернокожих американцев за расовое равенство — борьбы, начавшейся в XVII веке, когда на южных плантациях США стали использовать рабов, и не утихавшей до тех пор, пока движение за гражданские права в 1960-е годы не положило конец сегрегации в общественных местах, транспорте и образовании.

Прошлые победы и выступления, пусть даже им не удалось избавить американское общество от расизма, служат для движения Black Lives Matter источником силы и вдохновения. Однако что в нем особо примечательно, так это то, что это движение оказалось способно сплотить огромное количество людей вокруг идеи интернационализации социальной несправедливости. Массовые протесты против полицейского насилия и других видов притеснений, прошедшие во Франции, Великобритании, Германии, Австралии, Южной Африке и других странах мира, повлекли за собой коллективное отрицание угнетения, унижения и подчинения.

Сопротивление переменам

Люди, выходящие на улицы с антирасистскими плакатами, крупные торговые марки, делающие более инклюзивную рекламу, и книжные магазины, выставляющие на витрины больше произведений чернокожих авторов и книг о расизме, подготовили почву для изменений. Тем не менее, добиться перемен будет нелегко. 

Страх перед общественными беспорядками и материальный ущерб, причиняемый некоторыми манифестантами, могут снизить поддержку антирасистского движения и привести к столкновениям с реакционно настроенными группами и ожесточенным стычкам с органами правопорядка. К примеру, критике уже сейчас подвергается снос памятников. Успеху движения Black Lives Matter может препятствовать и отсутствие у него определенного лидера или координирующей структуры. Раскол внутри движения привел к образованию радикального меньшинства, действия которого сложно контролировать.

Для того чтобы социальные перемены стали реальностью, солидарность должна проявляться не только в протестах и символах. «Если бы между людьми не было разногласий и все всегда и во всем соглашались, мы бы более не нуждались в демократии. Демократия — это столкновение интересов, сдерживаемое различными факторами (в частности, конституциями и основными правами человека). Единогласие не является в демократии самоценностью», — напоминает нам преподаватель политологии и истории идей Принстонского университета (США) Ян-Вернер Мюллер в своей статье, опубликованной 30 июня 2020 года во французской газете «Либерасьон». И сейчас нашей главной целью должно быть не просто оказание поддержки чернокожим, а построение общества, основанного на уважении различий и равенстве возможностей.

Читайте также:

«Курьер ЮНЕСКО» против расизма. Подборка номеров и статей по этой теме.
Международная коалиция инклюзивных и устойчивых городов

***

Подпишитесь на «Курьер ЮНЕСКО» и узнавайте о новых выпусках первыми. Подписка на электронную версию 100% бесплатна. 

«Курьер ЮНЕСКО» в социальных сетях: Twitter, Facebook, Instagram